главная | японский саксофон | гостевая книга | почта | ссылки |
каталог: Ретро | каталог: Авторская песня | каталог:Литературно- музыкальный Салон |
Из коллекции Сергея Ставицкого
АЛБАНСКОЕ ТАНГО
02. Argentin Tango. orc. Stinson
03. Aserrin Aserran. orc.Argentin Bianco Bachicha
04. Farewell my friends. National Gypsy orchestra Stinson
05. Огоньки. Анна Харитонова
06. On the Boulevard of Madrid. orc. Bellaccord
07. Ozleyis. Seyyan
08. Pilven parmahilla. N.E.Saaricco.mp3
09. Pustan musta. Laisen laulu
10. Spaventa. orc. Argentin Bianc Bachicha
11. Suna. Seyyan
12. The Black Orchids. orc. Bellaccord
БЕРЕГИ МОЁ СЕРДЦЕ
Почти все записи альбома "Береги мое сердце" сделаны в Ленинграде в 50-е годы артелью
01. Береги моё сердце. Тамара Таубе ЭДИТА ПЬЕХА
Этот выпуск посвящен народной артистке СССР Эдите Станиславовне Пьехе.
01. Когда идешь ты на свидание ЛЮБОВЬ И ЭСКИМО
В четвертом выпуске Вас ждет встреча с песнями, записанными в 1950-е годы в Ленинграде,
01 Письмо в Заполярье - Тамара Кравцова ВОСПОМИНАНИЕ
В пятом выпуске мы продолжим Вас знакомить с записями 1950-х годов, сделанными в ленинградской студии
01 Амадо мио - Тамара Таубе ВСТРЕЧИ
Наш шестой выпуск посвящен послевоенным болгарским пластинкам. Когда-то, в начале 1950-х годов, некоторые
01. Ходили мы походами - Джаз-оркестр п.у. Божидара Секеларова АРКАДИЙ РАЙКИН
Наш седьмой выпуск посвящен столетию со дня рождения выдающегося артиста-сатирика
1. Кармен (обр. А. Цфасмана). Грампластмасс, № 198 006, 1940-е г.г.
"Пластмасс", большей частью и артисты ленинградские.
Обратите внимание на певицу Тамару Апполоновну Таубе, певицу очень интересную и самобытную.
У нее не очень много записей и все они делались артелью "Пластмасс" в 1954-57 г.г.
Таубе Т.А. Родилась в 1913 г., г. Каунас, Литовская ССР; немка;
Проживала: г. Москва.
Арестована 17 декабря 1942 г.
Приговорена: 17 февраля 1943 г.
Приговор: Дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Освобождена 18.02.1943
Источник: Книга памяти Пермской обл.
Когда она записывалась на пластинки ей уже было за сорок и она очень требовательно
относилась к исполняемому репертуару. Песни, ей записанные, хорошо отобранные.
Сегодня она забыта основательно и ее фото найти не удалось.
Почти все записи в альбоме "Береги моё сердце" сопровождает оркестр студии артели
"Пластмасс" п.у. Анатолия Бадхена.
Еще очень редкая запись - "Кошечка" - коронный номер известного исполнителя
на гавайской гитаре Ивана Ивановича Соколова, а по эстраде - Джона Данкера.
Многие любители считали, что после войны он и не записывался вовсе.
А эта запись 1954 года опровергает эти утверждения.
Интересен вариант произведения Оскара Строка "Синяя рапсодия". В советской грамзаписи
"Лунная рапсодия", наверное чтобы не напоминать о пластинке опального Петра Лещенко.
Во всяком случае более широко известна запись Леонида Утесова, но на этот раз в
исполнении популярнейшего в Ленинграде Леонида Кострицы.
Также представлена Тамара Кравцова, артистка коллектива Александра Блехмана,
активно сотрудничавшая в 1950-е годы с артелью "Пластмасс".
А куплетисты Павел Рудаков и Вениамин Нечаев, без которых не обходился ни один концерт,
в грамзаписи, к сожалению, зафиксированы только вышеупомянутой артелью.
И наконец, пример студенческой самодеятельности середины прошлого века. Лучшие ее номера
редко, но все же записывали артели и фабрики местной промышленности Ленинграда и Красного Села.
Свидетельство тому - "Чайная" в исполнении Виталия Понаровского и Молодежного эстрадного
оркестра под его управлением.
(коментарий Сергея Ставицкого)
02. Где ты. Николай Никитский
03. Лунная рапсодия. Леонид Кострица
04. Всякое бывает. Рудаков и Нечаев
05. Сатирические частушки. П.Рудаков и В.Нечаев
06. Прощание. Глеб Романов
07. Чайная. В. Понаровский
08. Я писать тебе не стану. Тамара Кравцова
09. Осенние листья. Тамара Кравцова
10. Нинон. Людмила Бровкина
11. Кошечка. Джон Данкер
12. Осень. Тамара Кравцова
Вернее ее самым первым шагам в грамзаписи, которые каким-то образом остались
в тени исследователей. Попробуем восполнить этот пробел - предоставим
слушателям возможность услышать раннюю Эдиту Пьеху, получить представление
о ее репертуаре в начале творческого пути. В 1955 году по путёвке польского
комсомола Пьеха приехала в Ленинград. Учась на отделении психологии
философского факультета Ленинградского университета, принимала участие
в студенческих концертах; в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 по приглашению
Александра Броневицкого выступила с вокальным ансамблем студентов
Ленинградской консерватории с песней «Красный автобус» Владислава Шпильмана
(на польском языке). Первое же выступление стало триумфом польской студентки —
она четырежды бисировала, а буквально на следующий день о ней и о студенческом
коллективе узнал весь Ленинград. Стала солисткой этого ансамбля, который в 1956 году
получил название «Дружба». Это название придумала сама Эдита Пьеха перед выступлением
ансамбля 8 марта 1956 г. в Филармонии. В 1956 г. Пьеха снялась в документальном фильме
«Мастера ленинградской эстрады» с песнями «Красный автобус» и «Гитара любви»,
в том же году предприимчивая ленинградская артель «Пластмасс» записала первые ее
грампластинки. В 1957 с программой «Песни народов мира» ансамбль «Дружба»
и Эдита Пьеха завоевали золотую медаль и звание лауреатов VI Всемирного фестиваля
молодёжи и студентов в Москве. Вышеупомянутая артель в своей небольшой студии
записывает Эдиту Пьеху и ансамбль Александра Броневицкого повторно. Рассылая свои
матрицы по всем союзным республикам, пластинки Пьехи начинают печатать небольшие
полукустарные цеха и артели разных городов от Украины до Средней Азии, как правило
подчиненные управлениям местной промышленности. Это на 2-3 года раньше, чем
Эдиту Станиславовну начали записывать в Москве!
(коментарий Сергея Ставицкого)
02. Мой жених
03. Чайка
04. Под небом Парижа
05. Двадцать пальчиков
06. Песня о Сене
07. Мой Янек
08. Каштаны
09. Упрямая мелодия
10. Так легко
11. Дождик
12. Красный автобус
артелями и фабриками местной промышленности. Предлагаем Вам послушать первый вариант
популярной песни «Письмо в Заполярье» из репертуара Тамары Кравцовой. Пластинка артели
«Пластмасс» 1951года, сопровождает оркестр студии под управлением Ефима Заблоцкого.
Сатирические куплеты «Ай, да парень!» на мотив песни Эдди Рознера «Парень-паренек»
пользовались невероятным успехом, который был обеспечен прежде всего яркой и
запоминающейся мелодией. Красивое довоенное танго Альберта Триллинга «Под весенней
листвой» имеет еще одно название – «Над заливом». В 1940-е годы его с успехом исполняла
Зоя Рождественская, солистка джаз-оркестра Ленинградского радиокомитета п.у.
Николая Минха. Мы предлагаем Вам вариант в исполнении Тамары Кравцовой и оркестра
студии артели «Пластмасс» п.у. Юрия Шахнова. В середине прошлого века во многих городах
и селах СССР была очень развита самодеятельность – школьная, студенческая, заводская и т.д.
Как хорошо, что хоть в какой-то мере остались зафиксированными в грамзаписи некоторые номера.
Строгие худсоветы и цензоры Москвы многое не пропускали для записи на пластинках, считая все это
легковесным, несерьезным, а то и опасным по идеологическим соображениям. Но в Ленинграде все было
иначе. Благодаря этому записана песня «Парень с Петроградской стороны» начинающего тогда композитора
Александра Колкера, на стихи и в собственном исполнении Кима Рыжова с ансамблем Ленинградского
электротехнического института, студентами которого они тогда являлись. В 1953 году силами студентов
было поставлено сатирическое обозрение «Весна в ЛЭТИ», после успеха которого солидный ВУЗ в шутку
стали называть «Ленинградским эстрадно-танцевальным институтом с легким электротехническим уклоном».
Также послушайте совершенно забытые «Ленинградское танго» и «Курносая» в исполнении самодеятельных
певиц – Нины Ущеповской и Елены Радовой. К ним добавим шуточную песенку «Любовь и эскимо» в исполнении
К. Арциновича, В. Козакова, А. Ковальчука, С. Семенова и эстрадного квинтета Ленинградской высшей
школы профдвижения п.у. С. Соловьева. А вот «Старое танго» в исполнении ансамбля «Братья Лепянские»
- это послевоенный вариант с новым текстом популярнейшего произведения Фаины Квятковской (автора
знаменитого фокстрота «У самовара») «Любовь тебя погубила», для варшавского кабаре «Морское око».
Да, мелодии в ту пору на эстраде жили десятилетиями, не в пример нынешним. В 1950-е годы бытовало
множество иностранных песен, но с русскими текстами. Послушайте полные варианты «Эй, Мамбо!» в
исполнении Тамары Кравцовой и «Прощай, Рим!» в исполнении Александры Коваленко, сделанные артелью
«Пластмасс» на пластинках диаметром 250 мм, на которых вместились красивые оркестровые вступления и
проигрыши. Кстати, Александра Коваленко в то время была солисткой Государственного эстрадного оркестра
РСФСР п.у. Леонида Утесова, и регулярно «партизанила» - ездила по секрету от руководителя записываться
в Ленинград, чем в 1958 году вызвала страшный гнев Леонида Осиповича, что и послужило одной из причин
увольнения ее из коллектива. И наконец, прекрасная певица из Баку Евгения Девис, которая оставила
ничтожное количество записей, представлена песней «Бакинские огни». Запись сделана фабрикой
«Грампластмасс» в г. Красное Село, во время гастролей.
(коментарий Сергея Ставицкого)
02 Ай, да парень! - Иван Санин и Яков Фельдцер
03 У Невы - Тамара Таубе
04 Парень с Петроградской стороны - Ким Рыжов
05 Под весенней листвой - Тамара Кравцова
06 Ленинградское танго - Нина Ущеповская
07 Курносая - Елена Радова
08 Любовь и эскимо - вокальный квартет
09 Старое танго - Братья Лепянские
10 Эй, Мамбо! - Тамара Кравцова
11 Прощай, Рим! - Александра Коваленко
12 Бакинские огни - Евгения Девис
артели "Пластмасс". Открываем программу коронным номером знаменитой кинозвезды Риты Хейворд из
голливудского фильма "Джильда" 1946 года. Правда, для советских пластинок, в 1956 году "Амадо мио" спела
уже Вам знакомая Тамара Таубе. На этикетке было указано - "песня из кинофильма "Рим в 11 часов".
Действительно, в этом итальянском фильме почти мимоходом куплет из этой песни был исполнен одной героиней.
Так эта мелодия попала к нам. Разумеется, о существовании первоисточника в СССР тогда никто не догадывался.
Танго Константина Листова "Если любишь, найди" из довоенного репертуара Леонида Утесова пользовалось неизменным
успехом долгие годы. Интересен, забытый всеми, оркестровый вариант в исполнении ансамбля студии под
управлением Юрия Шахнова. Во второй половине 1950-х годов в нашу страну на эстраду все больше стали
проникать мелодии из-за рубежа. Если это были песни, то обязательно в переводе на русский язык, а то и заново
сочиненными словами. Послушайте сочинение Джорджа Гершвина "Любовь вошла" в исполнении Тамары Кравцовой и
оркестра студии артели "Пластмасс" под управлением Анатолия Бадхена. Вообще следует заметить, что к середине
1950-х годов манера игры и состав музыкантов студийного оркестра изменился, и в лучшую сторону. Интереснее стали
оркестровки, с явным желанием из каждой записи сделать шлягер, что наверняка вызывало раздражение высоких
художественных советов. В отличие от ленинградских, московские записи в ту пору имели академическое звучание с
выверенным идейно-патриотическим репертуаром. Сейчас трудно сказать, постоянным ли был состав, или на
ответственные записи сам Бадхен приглашал лучших музыкантов Ленинграда из филармонии, театров, самодеятельных
коллективов. Вот первоклассно исполненный фокстрот "Мерцающие звезды" квинтетом саксофонистов в составе -
Ю. Журенкова, О.Копранова, В. Вацейника, Н. Григорьева, Н. Ухачева. А фокстрот "Стамбул", который не пременул
записать студийный оркестр, пользовался бешеным успехом. Куплетисты Павел Рудаков и Вениамин Нечаев пели
частушку, которая красноречиво подчеркивала популярность произведения - "Школьника спросил учитель, где Стамбул,
в каком краю? Тот ответил - разрешите, лучше я "Стамбул" спою... "Дождик" - песня начинающего тогда
композитора Александра Колкера на слова Кима Рыжова. Пожалуй единственная запись на пластинку прекрасной
джазовой певицы Нонны Сухановой. Кстати, это она в 1961 году за кадром пела знаментитую "Песенку о морском
дьяволе" в кинофильме "Человек-амфибия". Сопровождает самодеятельный Молодежный эстрадный оркестр Дворца
культуры Промкооперации, художественным руководителем которого являлся Анатолий Семенович Бадхен. Когда в
конце записи отводится место для оркестрового проигрыша, обратите внимание на слаженность и выдумку музыкантов!
В завершении своих выступлений, Леонид Утесов в разные годы пел так называемые прощальные песни.
Это и "Счастливый путь", и "Дорогие москвичи", которые в концертах порой переделывались и в "дорогих
ленинградцев", и наверняка также в рижан, воронежцев и киевлян. Прощальная "До свидания" примечательна
прежде всего тем, что Утесов её исполнил вместе с солистками своего оркестра - Александрой Коваленко и
Капитолиной Лазаренко. Для пластинок пожалуй, единственный случай. Запись вышеупомянутой артели
1954 года, сделана в период гастролей оркестра Леонида Утесова в городе на Неве.
(коментарий Сергея Ставицкого)
02 Если любишь,найди - орк.Ю.Шахнова
03 В день рождения - Александра Коваленко
04 Стамбул - орк.А.Бадхена, Пластмасс, № 1625
05 Мерцающие звезды - Ю.Журенков,О.Копранов,
В.Вацейник,Н.Григорьев,Н.Ухачев,анс.А.Бадхена, Пластмасс, 1583
06 Дождик - Нонна Суханова
07 Не спеши - Валентина Асташенко
08 Фиалка - А.Кондратьев и анс.Ю.Шахнова
09 Песенка о глазах -Тамара Таубе
10 Любовь вошла - Тамара Кравцова
11 Воспоминание - Тамара Таубе
12 До свидания -Л.Утесов,А.Коваленко,
К.Лазаренко, Пластмасс, № 1247
продавались и у нас. Людям старшего поколения, наверное, памятны этикетки "Радиопром", "Балкантон",
"Орфей". Причем надписи были сделаны на русском языке. В магазинах они не залеживались, а то и до прилавка
не доходили вовсе. Мне рассказывали, что в запорожском магазине "Люкс", в отделе музтоваров работала интересная
схема специфических взаимоотношений. Особым сигналом для "своих" людей служил ... Гимн СССР. Если он начинал звучать
- это означало, что привезли дефицитные, пользующиеся особым спросом пластинки или радиолы. Продавец быстренько
выписывал чеки спекулянтам, те оплачивали их в кассе, получали товар и в ближайшие выходные дни он уже оказывался
на толкучке, но только раза в два-три дороже. Ничего не поделаешь, пластинки пользовались устойчивым спросом.
Ведь полвека назад не было ни телевизоров, ни тем более DVD-проигрывателей. Чтобы посмотреть фильм, нужно было
обязательно идти в кинотеатр. Поэтому музыка, звучавшая с патефонов и радиол была чуть-ли не единственным развлечением
в быту. Предлагаем Вам послушать красивые мелодии в исполнении хороших, но основательно забытых болгарских певцов и
оркестров. Хочется на некоторые обратить внимание. Интересна в неожиданной обработке известная песня Константина Листова
"Ходили мы походами" в исполнении джаз-оркестра Божидара Секеларова. А вот танго "Встречи" для нас неразрывно связано с
именем Клавдии Шульженко. Как оказывается, и в Болгарии любили это произведение. Танго "Друг" с советских пластинок звучало
в исполнении Ружены Сикоры и джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана. Послушайте, как его
исполняет болгарская певица Катя Коларова. А "Вечерний вальс" в исполнении Овчарова и его оркестра был настолько популярен,
что умельцы подпольно изготавливали кустарные копии пластинок - так называемые "штамповки".
(комментарий Сергея Ставицкого)
02. Встречи - Джаз-оркестр п.у. Божидара Секеларова
03. Пролетни води - Джаз-оркестр п.у. Божидара Секеларова
04. Светлые дни - Джаз-оркестр п.у. Божидара Секеларова
05. Друг - Катя Коларова и джаз-оркестр п.у. Божидара Секеларова
06. Погубленная любовь - Надя Сотирова и джаз-оркестр п.у. Мичислава
07. Лорелай - Надя Сотирова и джаз-оркестр п.у. Мичислава
08. Увещевание - джаз-оркестр п.у. Б. Элиезер
09. От Мадрида до Барселоны - джаз-оркестр п.у. Божидара Секеларова
10. Оле Гуапа - джаз-оркестр п.у. Ал. Николова
11. Сан Фернандо - джаз-оркестр п.у. Ал. Николова
12. Вечерний вальс - Овчаров (соло на баяне) и его оркестр
Аркадия Исааковича Райкина (11.10.1911 – 17.12.1987). О Райкине много написано, сказано и снято,
поэтому не будем повторяться. Его хорошо знают и помнят люди не только старшего поколения.
Многим запомнились в его исполнении миниатюры М. Жванецкого, в четырехсерийном фильме 1974 года
«Люди и манекены». Но юмор и сатира, как известно, стареют быстро, особенно если они привязаны
ко времени. Вобщем-то так и случилось, что первые грамзаписи Аркадия Райкина, выполненные, как правило
на предприятиях местной промышленности г. Ленинграда, абсолютно забылись. Предлагаем Вам восполнить
этот пробел - услышать фрагменты из спектаклей: «Вокруг света за 80 дней», «Любовь и коварство»,
эстрадные шутки и монологи, получить хоть в какой-то мере представление о репертуаре артиста
далеких 1940 -50-х годов. Не нужно только быть слишком строгим: сатира тогда не поднималась выше
уровня работников торговли и управдомов. Во всяком случае у нас есть возможность, благодаря
сохранившимся патефонным пластинкам, услышать над чем тогда «высочайше разрешалось» смеяться.
Обратите внимание на миниатюру С. Балашева «Тонкая рябина». Здесь мы не случайно приводим ее два
раза – это разные варианты одного произведения, и в каждом Райкин играет по-разному, как и бывает
только у настоящих артистов…
(комментарий Сергея Ставицкого)
2. Про петушка (М.Карелина, В.Поляков) – с Г.Новиковым и Г.Рубиным, ЛП 318-319, 1949 г.
3. Американское кино (В.Поляков) , Пластмасс, 699/3, 1951 г.
4. Куплеты о Чарли Чаплине (Ч.Чаплин, Л.Данидерф – В.Поляков), ЛП 700/3, 1951 г.
5. Ярмарка (В.Поляков), Пластмасс, 703/1 – 704/2, 1951 г.
6. Междугородний розговор (Б. Ласкин) – с Германом Новиковым, ЛП 705/3 – 1951 г.
7. Критик (Я.Розенфельд – Г.Колтунов, Я.Зискинд) – с.Г.Новиковым и Г.Рубиным, ЛП 708/1,1951 г.
8.Тонкая рябина (С.Балашев) – с Германом Новиковым, Пластмасс, 709/1, 1951 г.
9.Тонкая рябина (С.Балашев) – с Германом Новиковым, Пластмасс, 709/2, 1951 г.
10.Оптический обман, Выше (Гальковский, Верховский) – с Г. Новиковым, ЛП 714/4, 1951 г.
11.С этим вопросом все! (Б. Ласкин) – с Германом Новиковым, ЛП 717/2-718/2, 1951 г.
12.Монолог современного Хлестакова (В. Поляков) №№ 23025- 23026, 1953 г.
№ 1 - сопровождает джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета п.у. А.Н. Цфасмана;
№ 2 – ансамбль студии артели «Пластмасс» г. Ленинграда;
№№ 3 – 5, 7 -10 – ансамбль студии артели «Пластмасс» п.у. Г. Гаусмана.
На главную страницу